Проект федерального закона «О суверенном Рунете», принятый 12 февраля 2019 года в первом чтении Госдумой РФ, дал пищу для оживлённых дискуссий. Многие россияне опасаются, что Рунет будет развиваться по китайскому сценарию, и в стране появится проект, аналогичный «Великому китайскому файрволу». Может ли, на фоне запрета популярных западных соцсетей, появиться «чисто русское приложение», аналогичное китайскому WeChat?
Любой, кто оказывается в КНР, очень быстро получает представление об универсальной роли этого мессенджера в стране. В Сети можно встретить такие наблюдения: «Первое, с чего начинается Китай – с мобильного приложения WeChat. Без него здесь прожить никак нельзя, он заменяет китайцам всё – и мессенджер, и социальную сеть, и сайт знакомств, и скайп, и инстаграм, и интернет-кошелёк, и переводчик. В метро, в автобусе, в кресле у стоматолога и в местной бане – все тупят в WeChat. Без него никуда».
Естественно, что популярность WeChat обусловлена Интернет-цензурой в КНР – доступ к ряду иностранных сайтов, включая популярные западные соцсети, жёстко ограничен.
Насколько реально возникновение российского аналога WeChat?
Краудсорсинговый проект Executive.ru задал этот вопрос ряду российских экспертов.
Венера Шайдуллина, член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Госдумы РФ, считает, что подобный проект в России возможен. но только не как дочернее предприятие WeChat, который полностью оптимизирован под китайского пользователя, включая даже наборы стикеров с перечислением китайских народных праздников. В остальном, считает Шайдуллина, подобная площадка была бы очень полезной для российского пользователя. Но, скорее всего, на её внедрение уйдет не один год. По её словам, если российский аналог WeChat и появится, возможно, с ним получится, как с криптовалютами – поначалу законодатели будут игнорировать проект, но как только его популярность превысит определённый порог, начнутся правовые регуляции и попытки ограничить возможности приложения.
Василий Чёрный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics, допускает, что с технологической точки зрения аналогичный проект в России вполне возможен, но претендентов, которые могли бы разработать платформу, подобную WeChat, с таким же потенциалом развития и интеграционными возможностями, пока нет. Даже мировой лидер среди мессенджеров – WhatsApp – не настолько функционален, как WeChat.
Чёрный отмечает, что занять эту нишу в России мог бы Telegram, учитывая развитие платформы Telegram Open Network, но у него проблемы с законом.
Эксперт обращает внимание на то, что китайское приложение уже давно переросло категорию мессенджера. К примеру, аккаунт WeChat в Китае уже приравнивается к привычному нам паспорту. Распространение этой технологии, считает Чёрный, не остановить, она будет охватывать всё больше и больше сфер жизни рядового китайского гражданина. В России такой проект более чем возможен. Для этого лишь нужно объединить популярный мессенджер и социальную сеть с распространённой внутри страны платежной системой. Ближе всех к воплощению такого проекта находится мессенджер «ВКонтакте», объединяющий собственно мессенджер, социальную сеть, инструмент для электронной торговли, сообщество, а с недавних пор и развивающий свою платёжную систему. Юридические и финансовые предпосылки для создания замкнутой внутри себя системы по типу WeChat тоже найдутся, уверен Чёрный.
Антон Немкин, член совета директоров AT Consulting, лидер проекта «Sochi. Digital Valley», полагает, что предпосылок к появлению в России нового игрока нет. По словам Немкина, рынок мессенджеров в России сформировался более пяти лет назад: его занимают WhatsApp, Facebook, «ВКонтакте» и Telegram. WeChat интересен для российских пользователей лишь как «окно в Китай», а широкий функционал, которым может похвастать китайское приложение, постепенно появляется и в уже работающих на российском рынке сервисах. Как считает эксперт, сегодня мессенджеры переживают фазу активного развития, и если ландшафт в России и будет меняться, то за счёт новых неожиданных игроков, а не лидеров рынка.
Константин Ян, сооснователь и технический директор платёжного сервиса CloudPayments, допускает, что подобный проект в России возможен. Технологические платформы, говорит он, есть – начиная от древней ICQ и заканчивая прогрессивными мессенджерами, такими как Telegram и WhatsApp. Но стоит учесть, уточняет Ян, что он потребует масштабных финансовых инвестиций, чтобы развиться до уровня WeChat.
Юлия Польманн, партнёр компании Market Entry Atelier, уверена, что секрет успеха WeChat кроется в отсутствии конкурентной среды. У 800 млн китайских пользователей нет доступа к таким сервисам, как Facebook, Twitter и Instagram. Кроме того, отмечает Польманн, китайское приложение появилось «в правильное время»: китайские пользователи, фактически пропустив время классического Интернета, перешли сразу в мобильный. И, самое главное, WeChat отталкивается от потребностей клиентов, Его основная стратегия – связывать потребности людей и бизнесы, именно поэтому WeChat так удобен для пользователей.
Суммируя ответы экспертов, мы приходим к следующему заключению: с технологической точки зрения возможности создания национального мессенджера есть, но занять лидирующие позиции на российском рынке Интернет-мессенджеров новый игрок сможет лишь при самом катастрофическом развитии событий – при полном отключении России от Всемирной паутины и запрете всех западных социальных приложений.
Новости о биткоин, блокчейне и криптовалютах
Автор: Максим Катрич