В индустрии криптовалют стремительно растет популярность уникальных NFT-токенов. Аналитики предполагают, что у тренда даже есть все шансы повторить успех ниши децентрализованных финансов в 2020 году. К теме подключаются звёзды с мировыми именами, музыканты, художники и прочие деятели, которые используют преимущества блокчейна в свою пользу. Кто уже успел связаться с NFT и каким образом? Рассказываем подробнее.
Что такое NFT-токены
По традиции начнём с объяснения. NFT — новый тип цифровых активов. Это уникальные токены, которые чаще всего привязаны к цифровым предметам искусства и цифровым коллекциям, а факт владения им зафиксирован в прозрачном и общедоступном блокчейне.
По сути это то же самое, что монеты ETH, DOT, LINK и прочие криптовалюты в сети Эфириума, но с одним важным отличием. Все NFT-токены являются уникальными и невзаимозаменяемыми. Если мы можем с помощью децентрализованной биржи Uniswap обменять свои эфиры на токены Polkadot, после чего провернуть обратную операцию и владеть тем же количеством ETH, с NFT-токенами этот фокус не сработает. Каждый из них является уникальным и по сути выступает предметом коллекционирования. Поскольку создать копию NFT-токена невозможно, они по умолчанию являются редкими.
Как мы уже отметили, NFT в цифровом виде часто привязаны к какому-то предмету из реального мира — по типу картины или анимации. Привязка NFT к такому файлу гарантирует факт, что его «оригиналом» владеет именно тот, кто в данный момент располагает соответствующим токеном. Токен нельзя подделать, произвести заново или каким-либо образом дублировать. Для лёгкости можно воспринимать NFT-токены как редкую бейсбольную карту или коллекционные карточки с покемонами.
Уникальность токенов сказывается на спросе инвесторов. К примеру, эту работу оценили в 140 эфиров, что по сегодняшнему курсу переводится в 219 тысяч долларов. Казалось бы, в небольшой картинке обезьяны нет ничего примечательного, но любители криптовалют так не считают. Точно такой же обезьяны в мире больше не существует, а значит её покупатель действительно становится уникальным. Ну а подделки и точные копии попросту не считаются, ведь за ними не будет закреплён уникальный токен.
В итоге NFT стали популярными и среди создателей цифрового контента, ведь часть стоимости перепродажи токена возвращается непосредственно его первоначальному автору.
Распространённость интернета позволяет каждому просматривать изображения и картинки, а также слушать песни — причём делать это бесплатно. В данном случае NFT-токены являются своего рода щитом от пиратства и подделок, ведь благодаря неизменяемости и прозрачности блокчейна их владельцы легко могут доказать своё уникальное право собственности на определённый предмет. Инвесторы вкладывают большие деньги в подобные вещи в том числе из-за этого.
Почему NFT-токены настолько популярны
Как уточняют представители CNBC, главным импульсом для развития индустрии NFT-токенов и цифрового искусства стала пандемия коронавируса. Из-за неё власти ввели различные ограничения, которые заставили людей больше проводить времени дома. В результате они увеличили времяпровождение в интернете и при этом экономили деньги, которые обычно уходили на встречи с друзьями в барах и ресторанах.
Примеры активности людей в интернете мы уже видели. Речь идёт о массовой скупке акций Gamestop благодаря идее пользователей Реддита. В результате стоимость акций взлетела вверх, а крупные фонды с Уолл-стрит были вынуждены зафиксировать огромные убытки. Подробнее об истории читайте в отдельном материале.
Вдобавок за этот год с начала введения ограничительных мер стоимость криптовалют значительно выросла, что привлекло в индустрию блокчейна много новых людей. С такой точкой зрения согласен анонимный коллекционер NFT-токенов под псевдонимом Whale Shark. Его коллекция цифрового искусства эквивалентна 2.7 миллиона долларов. Вот цитата инвестора.
Прямо сейчас мы живем в такой период, где большинство населения проводит половину своего свободного времени в интернете и тратит значительную часть своей жизни за компьютером.
А значит он согласен с тем, что новый образ жизни людей и объём освободившихся средств способствовал популяризации NFT.
Рост популярности NFT-токенов заметен на графиках. Мы проверили актуальные данные: цифры действительно бьют рекорды. К примеру, вот данные по торговому объёму NFT. Показатель за прошлую неделю составил эквивалент 196 миллионов долларов.
А вот количество пользователей NFT-индустрии. И этот показатель также растёт: за неделю он составил 237 тысяч адресов.
Наконец, число транзакций в NFT-нише тоже находится на подъёме. Их за последнюю неделю было 1.69 миллиона.
К тому же к теме постепенно подключаются гиганты рынка искусства. Как мы узнали в феврале, дебютную продажу цифрового произведения искусства на блокчейне провёл аукционный дом Christie’s. И это большое достижение для индустрии.
NFT устанавливает новые рекорды
В целом торговые площадки по продаже уникальных токенов как никогда прежде демонстрируют повышенный интерес со стороны любителей криптовалют. Только в феврале этого года торговый объем по сделкам с NFT превысил отметку в 342 миллиона долларов. При этом ещё в декабре объём не превышал отметки в 12 миллионов долларов, а сумма всех сделок с NFT за 2020 год достигла лишь 200 миллионов долларов, сообщает Decrypt.
Платформа NBA TopShot, размещающая цифровые коллекционные предметы на баскетбольную тематику, официально лицензированные NBA, на сегодняшний день является лидером среди торговых площадок NFT. По данным сервиса Dapp Radar, в феврале NBA Top Shot захватила более 65 процента от общего объема рынка NFT на сумму более 225 миллионов долларов.
Объем сделок ещё одних предметов коллекционирования под названием Cryptopunks за тот же период составил 79 миллионов долларов, а объем серии Hashmasks вырос до 33 миллионов долларов. Самая крупная на сегодняшний день сделка по продаже NFT составила 6.6 миллиона за работу под названием «Crossroads» на платформе Nifty Gateway.
Учитывая резкие темпы роста этой сферы, можно допустить, что уже через несколько месяцев торговые объемы по сделкам с NFT будут достигать миллиардов долларов.
К этому тренду также присоединяются знаменитости. Недавно певица Grimes, которая является матерью сына Илона Маска, продала коллекцию своих цифровых работ за 6 миллионов долларов. Коллекция сфокусирована вокруг цифрового аватара «WarNymph», который является отождествлением самой Grimes во время выпуска её пятого альбома «Miss Anthropocene».
Певица продала работы на платформе NiftyGateway, семь работ были уникальными экземплярами и ещё — две с так называемой «открытой версией». Покупатель последних мог получить право выпустить собственную версию оригинальной работы Grimes.
Последняя работа под названием "Death of the Old" была продана за 388 938 долларов. Примечательно, что большая часть коллекционных предметов от Grimes является цифровыми изображениями, однако три последних работы "Earth", "Mars" и "Death of the Old" являются анимациями к еще не выпущенным трекам в новом альбоме певицы.
Недостатки NFT-токенов
Ключевой проблемой для NFT-искусства эксперты считают спекуляции, то есть желание заработать за счёт банальной перепродажи какого-то объекта по более высокой цене. Одновременно с этим эксперты отмечают, что количество держателей уникальных токенов на долгосрок также растёт.
Вот цитата Надежды Ивановой, главного операционного директора платформы L’Atelier.
Как и в случае с другими циклами технологического хайпа, мы начинаем со спекулятивной активности, что зачастую уступает дорогу большим фундаментальным ценностям. NFT стартовал в 2017 году. Тогда это было в основном о спекуляциях, однако в 2020 году рынок показал куда большую зрелость.
Некоторые критики считают индустрию не настолько полезной и просто хайповой. Некоторые из них даже сравнивают нынешнюю ситуацию вокруг NFT с легендарным пузырём первичных предложений токенов (ICO) в 2017 году. Однако поклонники нового тренда с этим не согласны. Вот цитата от уже упомянутого инвестора под псевдонимом WhaleShark.
Я думаю, что 99 процентов проектов, существующих в индустрии сегодня, могут не существовать спустя два или три года — и это тоже напоминает бум ICO.
То есть он считает, что представители криптовалютной индустрии в целом равны между собой. Поэтому выделять NFT с негативной стороны не стоит.
Также поскольку NFT пока преимущественно работают в сети Эфириума, пользователи вынуждены платить большие комиссии за взаимодействие со смарт-контрактами. Впрочем, это тоже не делает конкретно NFT-индустрию хуже, ведь проблема актуальна для всех.
Мы считаем, что рынок NFT-токенов и цифрового искусства будет развиваться и дальше. У сферы большой потенциал, причём разработчики находят способы применять уникальные монеты в новых сферах. Поэтому критиковать тренд пока слишком рано — особенно с учётом того, что многие представители блокчейн-ниши услышали о нём только в этом году.
Еще больше интересного ищите в нашем крипточате миллионеров. Там обсудим и другие подробности, связанные с индустрией блокчейна.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМЕ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ.
2Bitcoins.ru
Автор: Дмитрий Кузюк