Украина признала криптовалюты: подробный разбор закона «О виртуальных активах»

By | 9 сентября, 2021

Верховная Рада Украины приняла закон «О виртуальных активах», регулирующий операции с криптовалютами. 

По словам министра цифровой трансформации Михаила Федорова, ежедневный оборот виртуальных активов в Украине составляет 1 млрд гривен, но «все это находится в тени». Закон призван вывести рынок цифровых активов в легальную плоскость.

Документ несколько раз меняли и дополняли. ForkLog обсудил финальную версию с авторами законопроекта, Министерством цифровой трансформации и независимыми юристами. 

  • Виртуальные активы (ВА) признаются нематериальным благом и объектом гражданских прав, но не средством платежа. Они разделены на обеспеченные и необеспеченные. Документ также вводит категорию финансовых ВА. 
  • Регуляторами рынка выступят Нацбанк, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и новый специально созданный орган. До момента его формирования эти функции будет исполнять Минцифры.
  • Для российского бизнеса рынок ВА закрыт. 
  • Закон не вступит в силу до момента принятия парламентом изменений в Налоговый кодекс. Когда это случится — неизвестно.

Основные положения

Закон определяет виртуальные активы как нематериальное благо, являющееся объектом гражданских прав. Их разделяют на обеспеченные и необеспеченные. Криптовалюты, вроде биткоина или Ethereum, отнесены ко второму типу.

ВА не признаются средством платежа и не могут обмениваться на товары и услуги.

Как объяснил ForkLog один из авторов закона, глава Blockchain4Ukraine Алексей Жмеренецкий, согласно Гражданскому Кодексу Украины имущество имеет материальную природу, в то время как ВА представляют собой информацию, которую ГК относит к нематериальным благам:

«Во-первых, ВА как цифровой код или ПО намного более нематериальны, чем имущество. Во-вторых, FATF рассматривает ВА как «цифровое представление ценности» и это определение, конечно же, ближе к нематериальному благу, чем к имуществу».

В Блокчейн Ассоциации Украины (БАУ) отмечают, что определение ВА как нематериального блага вызывает вопросы, так как его статус «пока неясен»:

Участники рынка ВА получили право на:

  • выбор контрагента для осуществления операций;
  • открытие счетов в банках для расчетов по операциям с ВА;
  • судебную защиту своих прав на ВА;
  • получение от поставщиков услуг информацию об их деятельности и возможностях защиты прав пользователей; 
  • самостоятельное определение цен ВА, по которым осуществляются операции с ними.
  • защиту персональных данных.

Открытие счетов в банках позволит бизнесу проводить операции с ВА «в качестве основного или исключительного вида деятельности», сказал ForkLog замминистра цифровой трансформации по вопросам развития IT Александр Борняков:

«Конечно же, и банки, которые захотят выпускать так называемые «биткоин-карты» (под которыми, скорее всего, понимаются кейсы оказания клиенту банками услуг по хранению и автоматической конвертации ВА в фиат) будут иметь возможность открывать для решения собственных задач счета в банках, как также в равной степени и их клиенты”.

Известно, что планы по выпуску биткоин-карт вынашивает популярный в Украине monobank. По информации ForkLog, проект уже реализован в партнерстве с биржей WhiteBIT. 

https://forklog.com/ukrainskij-monobank-pozvolit-klientam-pokupat-bitkoin/

Поставщиками услуг признаются юрлица, которые осуществляют один или несколько видов деятельности, среди которых выделили четыре основных: 

  • хранение/управление ВА или ключами к ВА; 
  • обмен; 
  • перевод; 
  • оказание посреднических услуг, связанных с такими активами. 

Таковыми не могут быть компании, зарегистрированные или находящиеся на территории «государства, признанного Верховной Радой страной-оккупантом или страной-агрессором». Такой статус пока присвоен только России.  

Как заявил Борняков, эта норма означает, что поставщики ВА из РФ не смогут легально работать в Украине.

Остальные поставщики услуг смогут вести деятельность только на основании специального разрешения. 

Если поставщик ВА хочет оказывать несколько видов услуг, ему необходимо получить разрешение на каждый из них. 

«Будет принцип конструктора Lego. Исходя из бизнес-модели, компании будут подавать заявки на каждый вид деятельности как поставщики ВА», — сказал ForkLog Жмеренецкий.

В Минцифры ожидают, что это «будет очень несложная, существенно автоматизированная процедура, возможная для осуществления дистанционно». 

По словам юриста Дмитрия Николаевского, законодательство Украины предполагает возможность осуществлять реализацию регуляторной политики как посредством выдачи лицензий, так и посредством разрешений: 

«По уже сложившейся в других сферах экономики практике второй вариант, как правило, является более простым. Скорее всего, именно поэтому ему и отдали предпочтение».

Стоимость разрешения, как и размер уставного капитала для резидентов и нерезидентов Украины, отличается. 

К примеру, за выдачу разрешения на оказание услуг обмена ВА резидентам необходимо заплатить 85 000 гривен (около $3100 на момент написания), а уставный капитал должен составлять не менее 595 000 гривен (более $22 000). 

Нерезидентам же придется заплатить 425 000 гривен (почти $16 000), а размер уставного капитала обозначен на уровне не менее 2 975 000 гривен (около $111 000).

Алексей Жмеренецкий отметил, что пока прямого запрета на формирование уставного капитала в ВА нет, однако в будущем его могут ввести.

«Уставной капитал, сформированный биткоинами, все же не может адекватно выполнять все необходимые функции», — сказал он.

Срок действия разрешения составляет год. Сведения о поставщиках услуг вносятся в специальный госреестр. 

«Все биржи, кастодианы и обменники станут регулируемыми объектами финмониторинга и должны будут проводить KYC/AML-процедуры», — подчеркнула в разговоре с ForkLog юрист биржи Kuna Анна Воеводина. 

По словам Борнякова, закон создает правовые предпосылки для того, чтобы профессиональные участники рынка, а также лица, осуществляющие публичное предложение ВА, были идентифицированными:

«Если они не будут вести бизнес честно — пострадавший участник рынка будет знать, кто причастен к нарушению его прав и сможет обратиться по личному усмотрению либо в суд, либо в правоохранительные органы с соответствующими заявлениями».

За невыполнение требований законодательства предусмотрены штрафные санкции. Они касаются только поставщиков ВА.

«Закон не устанавливает дополнительных прав и обязанностей для каких бы то ни было старых либо новых госорганов осуществлять слежку за гражданами Украины», — сказал ForkLog Александр Борняков.

Три регулятора и новый контролирующий орган

Выдавать разрешения и регулировать рынок будет специально созданный центральный орган исполнительной власти. Его должен создать Кабмин Украины в течение полугода со дня публикации закона. До этого момента его функции будет исполнять Минцифры.

«Фактически основным регулятором отрасли выступит Минцифры, которое будет формировать регуляторную политику. А вот воплощать ее в жизнь на практике будет абсолютно новый государственный орган — специально создаваемая служба, на которую и ляжет весь функционал по взаимодействию с участниками рынка», — сказал ForkLog юрист Дмитрий Николаевский.

В компетенцию нового органа войдет регулирование обращения всех ВА, кроме тех, которые, в соответствии с законом, являются финансовыми виртуальными активами, отметил Александр Борняков.

В БАУ вопрос с регулятором назвали «самым большим и спорным». 

«На сегодняшний день еще не создана необходимая инфраструктура, нет необходимого штата чиновников и есть очень много нюансов, которые стоит доработать и оптимизировать», — отметила Анна Воеводина.

Документ также вводит категорию финансовых ВА. Их выпуск разрешен резидентам Украины. Они могут быть обеспечены валютными ценностями — в таком случае оборот регулируется Нацбанком (НБУ), а также ценными бумагами или деривативами — регулируются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Таким образом, рынок получил трех регуляторов. НКЦБФР, НБУ и ряд юристов уже критиковали предыдущую версию документа за то, что в ней четко не разграничивались полномочия регуляторов. В принятом законе их зоны ответственности прописаны отдельно, а также содержится статья о взаимодействии и координации действий этих органов.

Глава НБУ Кирилл Шевченко заявил, что после подписания закона президентом Украины Владимиром Зеленским регуляторы начнут разработку подзаконных нормативно-правовых актов, которые станут «мощными стимулами для развития рынка и одновременно защитят украинцев от мошенничества».

При этом он подчеркнул, что единственным законным средством платежа в стране остается гривна. Шевченко отметил, что сейчас НБУ изучает возможность запуска собственной цифровой валюты.  

https://forklog.com/zelenskij-podpisal-zakon-pozvolyayushhij-natsbanku-ukrainy-vypustit-sobstvennuyu-tsifrovuyu-valyutu/

«Одним из потенциальных направлений исследования выпуска е-гривны мы видим ее использование в сфере, связанной с оборотом ВА», — сказал Шевченко.

По его словам, это может создать новую инфраструктуру, которая станет «эффективным шлюзом между реальной экономикой и рынком ВА». 

ForkLog запросил комментарии у НКЦБФР и НБУ, но на момент написания не получил ответа.

Важно отметить, что принятый закон не вступит в силу без принятия законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс, касающихся налогообложения операций с ВА.

Налоговый законопроект в настоящее время находится на стадии разработки, сообщил ForkLog Александр Борняков:

«Поскольку разработка данного законопроекта не может быть осуществлена Минцифрой без тесного взаимодействия с другими государственными органами, включая Министерство финансов Украины — дата внесения законопроекта в парламент для голосования в первом чтении нам пока неизвестна». 

Оценки юристов и рынка

Партнер юридической фирмы CMS CMNO Игорь Олехов подчеркнул, что принятый закон о ВА является рамочным и большинство механизмов и процедур детально в нем не прописаны.

«Закон лишь определяет и разрешает ВА, а практическое применение должно быть прописано дополнительно в подзаконных актах. Однако важно, чтобы они были разработаны вовремя и приняты одновременно со вступлением закона в силу во избежание ситуации, что рынок будет функционировать с нарушением закона».

По словам старшего юриста практики интеллектуальной собственности АО Arzinger Николая Рехлицкого, принятый закон предлагает «лаконичное регулирование ключевых точек для легального оборота ВА в Украине»: 

«Несмотря на очевидную необходимость «подружить» виртуальные активы с законодательством в сфере AML и KYC, в законе сделан важный шаг – виртуальные активы введены в правовую систему как объекты гражданских прав, что вносит правовую ясность в их гражданский и коммерческий оборот».

Советник юридической фирмы Kinstellar Дмитрий Пшеничнюк отметил, что закон создает возможность для привлечения в Украину глобальных игроков криптоиндустрии, вроде Coinbase, Fidelity или Square.

«Кроме того, банки, биржи и другие компании традиционных секторов бизнеса смогут полноценно предоставлять услуги на рынке криптовалюты и инвестировать в DeFi-стартапы и инновации», — добавил он.

Алексей Жмеренецкий отметил, что законодательство будет адаптироваться под главные тенденции индустрии и ее регулирования: 

«Этой осенью будут опубликованы обновленные рекомендации FATF по ВА, где особое внимание уделят DeFi, поэтому в закон еще будут вноситься изменения, чтобы оперативно реагировать на все нормативные и технологические вызовы в криптоэкономике».

Участники рынка в целом позитивно оценили принятие закона как шаг к легализации криптовалют. 

Директор Binance в Восточной Европе Глеб Костарев заявил, что компания положительно относится к регулированию и считает его необходимым, и назвал принятие закона «еще одним значимым шагом к формированию устойчивой позиции страны в сфере финансовых технологий и криптовалюты».

«И без того большое локальное криптосообщество будет расти и развиваться, а криптовалюты и технология блокчейн войдут в жизнь обычных людей и обретут еще большую популярность», — сказал Костарев в комментарии ForkLog.

В Kuna также заявили, что рынок должен быть регулируемым, и выразили готовность участвовать в становлении новых правовых институтов, однако отметили возможные проблемы в применении закона:

«С учетом того, как в нашей стране работают правоохранительные органы и какой непривлекательный инвестиционный климат, конечно, есть страх того, что любое хорошее начинание пройдет через призму коррупционных схем, недоработок, незнания и это может сыграть негативную роль». 

ForkLog
Автор: Каролина Сэлинджер
Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *