Скульптура крысы выше человеческого роста появилась во вторник, 9 октября, на Уолл-стрит в Нью-Йорке. Если в прошлом серые или коричневые крысы символизировали конфликт крупных компаний с профсоюзами, то эта белая крыса покрыта строчками кода и математическими выражениями в честь биткоина, пишет Coindesk.
Скульптура установлена прямо напротив Федерального резервного банка Нью-Йорка в знак протеста против современной финансовой системы и банкинга. Глазные яблоки грызуна украшает аббревиатура «PoW» (Proof-of-Work — доказательство выполнения работы, фундаментальный алгоритм биткоина).
Автор произведения — художник, скульптор, профессиональный математик и бывший менеджер хедж-фонда Нельсон Сайерс — рассказал Coindesk, что это временная инсталляция, которая простоит напротив здания крупнейшего американского банка несколько дней.
По мнению критиков, центральные банки девальвируют деньги, а внутренние механизмы их работы непрозрачны.
Любопытно, что в США довольно часто можно увидеть крупные фигуры грызунов (обычно надувные). Как правило, их устанавливают возле строительных объектов в знак протеста против найма работников, не входящих в отраслевой профсоюз. Такая крыса зовётся Scabby the Rat и изображает рабочих, согласных заменить бастующих (штрейхбрекеров). Scabby the Rat должна непременно иметь отталкивающий и устрашающий вид.
В 1991 году профсоюзные активисты из Чикаго заказали первую фигуру такой крысы у Майка О’Коннора, владельца компании Big Sky Balloons and Searchlights, которая изготавливала надувные конструкции для рекламных целей. Крыса получилась недостаточно пугающей, после чего по желанию заказчиков ей добавили клыки, когти, воспалённые красные глаза и «гниющий» розовый живот. Расцвет «профсоюзных крыс» пришёлся на 2001-2003 годы, и больше всего таких фигур появилось в Нью-Йорке. Одно время на улицах города можно было увидеть до 40 гигантских крыс одновременно.
Нынешняя крыса с Уолл-стрит, пожалуй, симпатичнее, и отсылает она не столько к профсоюзным протестам, сколько к широко известной криптоэнтузиастам цитате. Ранее мы писали, что миллиардер-инвестор Уоррен Баффет назвал биткоин «крысиным ядом в квадрате».
Сайерс шутливо заметил:
Если крысой считать Федеральный резервный банк, то крысиный яд, возможно, тут весьма кстати.
Крыса — не первое творение Сайерса такого рода. Художник, известный как «Уорхол Уолл-стрит», создаёт произведения искусства, отражающие «тёмную сторону» мира финансов, например крах рынка.
Впрочем, мастер не ограничивается критикой финансовых воротил. В числе его работ футболки с первыми 100 цифрами числа Пи. По мнению Сайерса, Пи, будучи иррациональным числом, служит символом протеста против законов, бессмысленно запрещающих курение марихуаны.
Крыса — первое произведение Нельсона, связанное с биткоином. Он говорит:
Эта скульптура отражает дух Сатоши и его работы.
По словам Сайерса, Накамото был противником антикризисных мер, принятых в 2008 году. На это указывает тот факт, что в самомпервом блоке блокчейна биткоина зашифрован газетный заголовок, посвящённый таким мерам. Художник поясняет:
Федеральная резервная система и биткоин имеют свои плюсы и минусы. Сатоши явно очень талантлив. В ФРС тоже немало талантливых людей. […] Это искусство, которое всегда содержит развлекательный момент, и я надеюсь, что публику это произведение развлечёт. Но также мой арт-объект несёт послание, и я надеюсь, что он поможет людям лучше понять биткоин и цели, которые преследовал Сатоши. Люди высмеивали биткоин, но сейчас этот сектор стоит $100 млрд. Его презирали, но вдруг он сыграет роль в деле уменьшения роли центробанков и фиатных валют? Я не говорю, что так будет. Поэтому и выбрал крысу!
Как замечает Сайерс, искусство всегда допускает множественные толкования. В конечном счёте неясно, кто здесь крыса — биткоин или Федеральная резервная система.