Когда создатели криптовалюты хотят позитивного освещения своей монеты в прессе, что они, как правило, делают? Правильно, просто покупают хвалебную рецензию. Самозваные «лидеры мнений» в соцсетях берут тысячи долларов за видео-обзоры. «Аналитические фирмы» принимают платежи в криптовалютах, которые «анализируют». «Эксперты», создающие рейтинги, поставят на первое место всё, что угодно – за достойную плату.
Всё вышеназванное – обычное дело. Иначе говоря, распространённая практика, о чём свидетельствуют показания нескольких десятков участников крипторынка и документы, которые изучили журналисты агентства Reuters.
В этом году украинский стартап Hacken попытался «раскрутить» свою монету, после того, как в конце 2017 года собрал в ходе ICO $3 млн. Глава компании Дмитро Будорин и его команда составили список из 200 известных в криптосекторе личностей, которые, по их мнению, могли им помочь. По словам Будорина, Hacken заплатила $7500 Кристоферу Грину, ведущему YouTube-канала Alternative Media Television, число подписчиков которого превышает 500 000, чтобы тот выпустил видеоролик с обзором монеты. 22 июня видео было размещено на канале: на протяжении 25 минут Грин рассказывал о достоинствах монеты и проекта Hacken, описывая их как «великолепную бизнес-возможность» с «потенциалом тысячекратной прибыли».
Нигде в видео – собравшем более 92 000 просмотров – не упоминается тот факт, что Hacken заплатила Грину. На первой минуте видео Грин, который в прошлом работал на фирму по управлению состояниями Merrill Lynch, обращает внимание зрителей на разъяснительное замечание на его вебсайте, о том, что он «может получать компенсацию за рекламируемые продукты и серверы». Однако о том, что Hacken или другая криптовалютная компания ему платит, Грин умалчивает. Грин отказался отвечать на письма и звонки Reuters с вопросами о его работе с Hacken.
Спустя четыре дня после того, как видео-обзор был размещён на YouTube, Грин похвастался в Twitter тем, что монета выросла за день на 14%, до $1,54. Нашлись люди, проявившие интерес. Картер Зуравель, преподаватель йоги в канадском Калгари, ответил на твит Грина: «Отличное видео с Hacken! Я так вдохновился, что купил пару сотен монет».
С тех пор цена этого токена упала более чем на 75%, до 36 центов. Зуравел признался Reuters, что потерял большую часть своих первоначальных инвестиций стоимостью в несколько сот долларов. По его словам, он не знал, что Грину заплатили за видео-сюжет о Hacken, но не захотел комментировать низкий курс монеты. Он заметил: «Скорее всего, я сохраню эти активы, потому что убеждён в росте криптовалютного рынка в будущем».
Будорин признался, что считает платежи Грину и другим обозревателям в YouTube «неэтичными». Он заметил: «Видео-обзоры должны либо маркироваться как спонсорские, либо создаваться под проекты, которые обозреватель поддерживает лично».
История Hacken иллюстрирует распространённый сценарий «утром деньги-вечером стулья», когда за мзду «эксперты» адресуют сотням тысячам голодных инвесторов те или иные рекомендации. Некоторые из экспертов делятся откровениями о собственных цифровых активах.
Пузырь криптовалют достиг максимального размера в декабре прошлого года, однако сейчас цена биткоина снизилась на 80% в сравнении с историческим максимумом (больше $20 000). Совокупная рыночная капитализация криптовалют сейчас составляет $121 млрд, тогда как в начале года она равнялась $830 млрд.
Так называемый «маркетинг лидеров мнений» получил широкое распространение в соцсетях, где звёзды рекламируют всё – от обуви до автомобилей. Отличительной чертой такой рекламы служит сокрытие данных, когда покупатель не знает о конфликте интересов.
Однако, когда речь идёт о криптовалютах, авторы такой рекламы рискуют нарваться на отпор со стороны регуляторов. В июле 2017 американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) опубликовала отчёт, содержащий адресованное участникам рынка предостережение о том, что «виртуальные монеты или токены могут быть ценными бумагами и подпадать под действие федеральных законов о ценных бумагах».
1 ноября прошлого года SEC выступила с более конкретными предостережениями в отношении кампаний ICO: «Любая знаменитость или иное лицо, рекламирующие виртуальный токен или монету, которые являются ценными бумагами, должны раскрывать потенциальным инвесторам сведения о характере, масштабах и объёме компенсации, получаемой ими за рекламу».
Согласно SEC, отказ от такого образа действий является нарушением положений федеральных законов об активной рекламе ценных бумаг среди инвесторов заинтересованным лицом, а также может квалифицироваться как мошенничество.
Пока SEC не решила, какие конкретно криптовалюты она считает ценными бумагами, однако уже приняла правовые меры в отношении дюжины компаний, связанных с теми ICO, которые Комиссия идентифицировала в качестве незарегистрированного размещения ценных бумаг, подпадающего под соответствующие регуляции.
Предупреждения, озвученного в ноябре 2017 – в разгар «криптовалютного безумия» – было достаточно, чтобы число знаменитостей, вовлечённых в рекламу ICO, значительно сократилось, о чём в сентябре сообщила глава отдела соответствия правовым нормам SEC Стефани Авакян.
Тем не менее, за последние 18 месяцев появились сотни самозваных криптовалютных «экспертов», продолжающих свою деятельность по сей день. Сейчас в мире насчитывается две с лишним тысячи криптовалют, сулящих инвесторам обогащение. Отсутствие подтверждённой информации о новых валютах сделало инвесторов беззащитными перед лицом хайпа и вводящих в заблуждение советов.
«Основная причина, по которой столь многие неопытные люди инвестируют в неудачные крипто-проекты, состоит в том, что они слушают советы так называемых экспертов», – говорит Ларри Чермак, глава аналитического отдела вебсайта The Block
По словам Чермака, он никогда не владел криптовалютами и не занимался их рекламой. Ларри замечает: «Люди верят, что можно принимать такие советы за чистую монету, хотя, зачастую, рекламируемые проекты носят мошеннический характер или присутствует конфликт интересов».
Новости о биткоин, блокчейне и криптовалютах
Автор: Максим Катрич