Эрик Уолл, глава криптовалютного отдела биржи Cinnober, которую ранее в этом году приобрела Nasdaq, задаётся вопросом: что, если ключом к широкому распространению криптовалют служат… дети?
Уолл выдвигает несколько превосходных доводов в пользу такой версии. По его словам, дети, в отличие от многих взрослых, прекрасно ориентируются в социальных сетях и сетевом маркетинге. Они легко и быстро обучаются, и высоко мотивированы узнавать, что такое деньги – особенно, потому, что большинство из них денег лишены.
Дети уже имеют дело со многими феноменами, которые являются естественными мостиками к криптовалютам – видео-играми, например, и с виртуальной реальностью. Дети и подростки уже используют приложения, позволяющие осуществлять денежные переводы, а интеграция криптовалютных кошельков с популярными приложениями представляется сейчас делом практически неизбежным.
Идея познакомить детей с криптовалютами не нова. Посмотрите, сколько уже издано комиксов о биткоине для детей. Компания Blockchains, купившая 67 000 акров земли в Неваде, выбрала лицом-символом своего амбициозного план по созданию смарт-города на основе блокчейна ребёнка. Наконец, в индустрии есть лидеры мнений, которые сами едва ли не являются детьми. Виталик, например – типичный школьник-вундеркинд.
Конечно, присутствует и тёмная сторона. Как справедливо указывает Уолл, вымогательство, троллинг и другие преступления будут затрагивать детей так же, как затрагивают сейчас взрослых.
Как бы там ни было, представляется естественным, что дети станут принимать криптовалюту, аналогично тому, как они принимают другие развивающиеся технологии.
Впрочем, выслушаем самого Уолла:
В наши дни много говорят о том, чтобы обеспечить криптобанкингом население планеты, лишённое доступа к традиционным банковским услугам (людей в странах с развивающейся экономикой), но я думаю, что существует гораздо большая по численности группа обделённых, шансы которой на принятие криптовалют гораздо более велики. Это группа природных инноваторов и любителей игр, представители которой хорошо знакомы с приложениями: дети.
29,3% мирового населения – люди младше 18. Они прекрасно знакомы с такими приложениями, как Instagram, Snapchat, Kik и другими, о которых вы, возможно, и не слышали (к примеру, Zenly или TikTok).
Дети используют приложения так, как нам, взрослым, и не снилось. В то время как большинство взрослых коммуницируют по старинке, через тексты и сообщения, дети социализируются посредством всего набора опций смартфонов, используя лив-стримы с множеством участников (Instagram Live, TikTok), в которых участвуют их друзья.
Дети придумали изощрённые способы знакомства на этих платформах – социальные игры, в рамках которых пользователь собирает профильные данные сотен других заинтересованных участников, чтобы включить информацию в публичную Instagram Story с целью поиска друзей.
Дети – прекрасные сетевые маркетологи. В то время как взрослые просто обновляют контент, дети, делясь чем-то в Сети, рассылают своим друзьям сообщения, прося их поинтересоваться контентом (просьба сопровождается картинкой, призванной повысить интерес).
У детей есть масса свободного времени. Взрослым недосуг изучать полный функционал приложений, они довольствуются минимальными навыками. Дети же, узнавая очередной «секрет» работы приложения, охотно делятся им с друзьями в своём кругу.
Современные дети хорошо знакомы с виртуальными товарам и покупками через приложения. Дети-геймеры имеют дело с игровыми валютами – V-баксами Fortnite и золотом WoW. Они покупают баллы для своих «аватарок» и различные обновления для приложений.
Дети живо интересуются зарабатыванием денег – просто потому, что денег у них нет. Ребёнку нужны: наряды, аксессуары, косметика, игрушки, компьютеры, игры, велосипеды, виртуальные продукты, а Рождество и день рождения случаются только два раза в году.
Некоторые подростки используют такие платёжные приложения, как Venmo и Cash App, но в их случаях по-прежнему требуется банковский счёт, и пока это не глобальный феномен. Именно в сфере платёжных приложений криптовалюты обладают гигантским потенциалом.
Один из самых интересных аспектов, хотя, возможно, и самых проблематичных – это потенциальное воздействие криптовалюты на детей/подростков. Если дать взрослым в рамках современной экономики Monero/Zcash, то они, как правило, используют их лишь в трёх направлениях: 1) начинают вести блоги о технологиях, 2) покупают наркотики, 3) занимаются спекуляцией. Но детям нравится анонимность в Сети. Если дать этой группе анонимную валюту, её представители, несомненно, отдадут её предпочтение.
По большому счёту, криптовалюты в среде детей будут своего рода игрой. Они станут использовать аккаунты в крупных соцсетях для монетизации «пранков». «Когда Билли Боб получит XMR, мы сбросим на маму шар с водой!», – что-то в этом роде.
Но тёмная сторона тоже присутствует. В соцсети Kik можно увидеть тексты, наподобие: «Сандра, я знаю твой секрет в связи с XXX, пришли к субботе 3 XMR на адрес XYZ, либо я его раскрою!»
Предприимчивые дети будут учиться монетизировать всё и вся, используя свои таланты и массу свободного времени в сетевом маркетинге. По мере роста уровня цифровизации, эта тенденция, скорее всего, будет развиваться во всевозможных новых направлениях.
Другой нежелательный аспект – возникновение нового инструмента любителей детского порно. Мальчиков и девочек будут просить демонстрировать их тела в обмен на анонимные монеты. Дети будут уверены, что родители не узнают о происхождении средств.
Когда анонимные валюты станут интегрированы в легкодоступные приложения, родителям придётся прилагать дополнительные усилия к тому, чтобы следить за поведением детей в Сети.
Независимо от того, какие конкретно формы примет это явление, я ожидаю двух вещей:
1) Дети станут группой, которая будет катализатором массового принятия криптовалют.
2) Дети будут движущей силой экономики, с которой придётся считаться всем.
Новости о биткоин, блокчейне и криптовалютах
Автор: Максим Катрич