В конце февраля 2019 года ОАО «Российские железные дороги» объявило конкурс на разработку сервиса мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на блокчейне. Стоимость работ оценивается в 40,4 млн рублей.
Основные цели проекта заключаются в создании единого информационного пространства между участниками грузовых железнодорожных перевозок и обеспечении мониторинга выполнения смарт-контрактов грузовых железнодорожных перевозок на базе платформы распределённого реестра данных (блокчейн).
Как отмечается в документации РЖД, на момент объявления конкурса процессы взаимодействия между различными внешними и внутренними участниками бизнес-процессов автоматизируются в основном в соответствии с функциональными задачами участников – отсутствуют общие для всех участников принципы подтверждения и хранения информации о проведённых операциях.
Кроме того, информация в автоматизированных системах о совершаемых операциях для внешних (по отношению к РЖД) участников является в большей степени закрытой. Это приводит к потерям и искажениям данных в процессе их передачи и обработки в различных системах, в том числе присутствует и человеческий фактор, влияющий на достоверность информации. Из-за большого количества учётных документов, требующих согласования между участниками, оперативность документооборота страдает, и, как следствие, увеличивается время на принятие бизнес-решений. В связи с этим появилась необходимость в цифровизации железнодорожных перевозок, которая позволит более эффективно использовать ресурсы холдинга.
Наряду с этим, считают в РЖД, существует потребность в создании доверенного пространства для взаимодействия между всеми участниками транспортного рынка. Такая среда должна быть основана на единой для всех информационной базе данных, предоставляющей участникам грузовой перевозки достоверную информацию о состоянии процессов, статусе и времени исполнения процедур. В этой базе данных необходимо фиксировать всю историю изменений информации, которая должна быть доступна всем участникам бизнес-процесса, а также обеспечивать по факту наступления событий (ключевых/контрольных точек) автоматический расчёт финансовых обязательств, описанных в смарт-контракте.
Согласно требованиям РЖД, создаваемое программное обеспечение должно быть реализовано на базе технологии блокчейн, с использованием отечественных решений или продуктов с открытым кодом.
Все работы должны быть выполнены до 2 декабря 2019 года. При этом, не позднее, чем за 20 рабочих дней до планируемой даты окончания работ, ПО должно быть передано на полигон внедрения для проведения опытной эксплуатации.
Ожидается, что исполнитель проекта будет выбран 9 апреля 2019 года.
По словам Евгения Чаркина, директора по информационным технологиям РЖД, компания уже приступила к реализации проектов, связанных с этим направлением. Один из них, пилотный, заключается в создании доверенной среды вагонного комплекса. В рамках одной блокчейн-платформы объединили РЖД, собственников вагонного парка и вагоноремонтные предприятия. За счёт этого радикально сокращается цикл поиска возможности проведения ремонта, повышается прозрачность информации и снижается возможность недобросовестных действий, например, контрафакта. Постепенно платформу планируется расширять на другие области.
Ещё один пилотный проект, о котором рассказал Чаркин, связан с переходом на смарт-контракты на блокчейне.
ИТ-директор РЖД отметил:
«Пока есть проблемы с нормативной частью на уровне государства по признанию смарт-контракта. В компании пока разрабатывают технологическую основу и рассчитывают, что Госдума не сильно задержит процесс. В этом проекте в рамках единой блокчейн-платформы должны объединиться грузоотправители, морской порт и РЖД».
Новости о биткоин, блокчейне и криптовалютах
Автор: Максим Катрич