На фоне продолжающейся в России работы над базовыми законопроектами о регулировании отношений, связанных с криптоактивами, представляется целесообразным кратко проанализировать тенденции, которые имеют место в последнее время в зарубежных странах в вышеупомянутой сфере. Нужно отметить, что в большинстве стран, столкнувшись с новым предметом регулирования в виде криптовалют, власти изначально весьма осторожно относились к данному инструменту и исходили из опасений расширения его использования для целей «теневой» экономики. Именно в рамках данного подхода Центральный банк РФ еще до начала разработки законодательного регулирования сформулировал и позже подтвердил позицию о значительных рисках, связанных с криптовалютами, и возможности их использования в противоправных целях. Подобный настороженный подход был характерен и для большинства других стран, вплоть до полного запрета майнинга и обращения криптовалют в некоторых из них.
Современный период характеризуется разработкой, вступлением в силу и модернизацией нормативно-правовой базы, регулирующей криптоактивы, на основе уже наработанного опыта и с учетом того, что такие активы уже стали неотъемлемой частью мировой экономики, и адаптация законодательства к новым условиям стала необходимой и неизбежной.
В качестве одной из тенденций, имеющих место в настоящее время, можно назвать усиление регулятивного воздействия со стороны государств на рассматриваемый объект правоотношений. При этом юрисдикции, которые отличаются относительно либеральным подходом к регулированию криптоактивов, могут подвергаться некоторому давлению со стороны крупнейших экономик мира, направленному на недопущение возможности использования таких юрисдикций для операций, являющихся сомнительными с точки зрения общепринятых подходов к противодействию отмыванию денежных средств.
В ноябре 2018 года на Мальте вступил в силу пакет законов, связанных с блокчейн: Закон о цифровых инновациях (The Malta Digital Innovation Authority Act/MDIAA), Закон об инновационных технологиях, договоренностях и сервисах (The Innovative Technology Arrangements and Services Act/TAS) и Акт о виртуальных финансовых активах (The Virtual Financial Assets Act/VFAA) . Мальта, таким образом, стала одной из первых юрисдикций, внедривших развернутое регулирование криптовалют и, как известно, власти государства позиционируют данную юрисдикцию как максимально «дружелюбную» к цифровым активам. Эти действия уже вызвали реакцию МВФ, представители которого в своем докладе отметили высокие риски, связанные с действиями властей Мальты. В докладе МВФ, в частности, указывается, что стремительное развитие блокчейн-технологий на Мальте рассматривается как угроза стабильности финансовой системы государства. Представители МВФ также отметили, что Управление Финансовых услуг Мальты (MSFA) на настоящий момент уже испытывает серьезное давление в связи с растущей популярностью юрисдикции. Основные риски авторы доклада видят в части борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Еще раньше, летом 2018 года (практически сразу после принятия упомянутых законопроектов) аналогичные претензии к Мальте высказывало Европейское банковское управление (EBA), выполняющее функции финансового наблюдателя в ЕС. Правда, данные претензии формально были связаны не непосредственно с принятием законопроектов, а с недостаточным вниманием властей Мальты к борьбе с отмыванием денег в принципе. Однако, этого оказалось достаточно для прекращения сотрудничества с мальтийскими банками со стороны ряда крупнейших банков США, что стало серьезной проблемой для финансовой системы Мальты.
Данный пример иллюстрирует настороженное отношение регуляторов ЕС к действиям законодательных и надзорных органов на национальном уровне в сфере регулирования криптовалют. Так, в Докладе EBA с рекомендациями для Европейской комиссии относительно криптоактивов от 9 января 2019 г. прямо указывается, что расхождения между такими действиями в разных странах могут создавать риски для «равных условий игры». По мнению EBA несмотря на то, что относительно низкий уровень активности рынка криптовалют, наблюдаемый в настоящее время в ЕС, не оказывает влияния на финансовую стабильность, имеют место риски для потребителей, которые сейчас не рассматриваются на уровне ЕС. Развитие данного рынка также указывает на необходимость дальнейшего пересмотра законодательства ЕС о борьбе с отмыванием денег.
Исходя из вышесказанного, в отчете для Еврокомиссии говорится о необходимости всестороннего анализа существующих проблем внутри и за пределами финансового сектора, с целью определения тех мер, которые могут потребоваться на Уровне ЕС для минимизации указанных рисков. Также рекомендуется предпринять необходимые шаги для обеспечения согласованности криптоактивов в бухгалтерском учете.
Кроме того, EBA в 2018 году была проведена оценка применимости законодательства ЕС о финансовых услугах (в пределах своей сферы ответственности) к криптоактивам и определен план действий на 2019 год для усиления мониторинга деятельности национальных учреждений, связанных с криптоактивами, и практики раскрытия информации для потребителей.
Таким образом, деятельность EBA в сфере правового регулирования криптоактвов, направлена на формирование общих для ЕС подходов к такому регулированию.
Аналогично, Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) в своем пресс-релизе от 9 января 2019 г. указывает, что ряд криптоактивов в настоящее время выходит за рамки текущего финансового регулирования, что создает значительные риски для инвесторов, которые имеют ограниченную защиту или не имеют никакой защиты при инвестировании в эти криптоактивы. В целях обеспечения равных условий и адекватной защиты интересов инвесторов в рисках всего Европейского союза, презюмируется необходимость выносить выявленные проблемы на уровень ЕС.
Таким образом, несмотря на то, что в некоторых странах ЕС предпринимаются попытки создать развернутую и при этом сравнительно «дружелюбную» в отношении криптоактивов законодательную базу, регуляторы ЕС, отвечающие за мониторинг в финансовой сфере, исходят из необходимости гармонизации законодательства стран ЕС о криптоактивах, что, с высокой вероятностью, означает внесение изменений в нормативно-правовые акты стран с лояльной к криптовалютам политикой в случае, если регуляторы по итогам мониторинга сочтут такие акты не соответствующими общим подходам, принятым на уровне ЕС.
Александр Лукьянов – выпускник-эксперт программы дополнительного образования BCL
Новости о биткоин, блокчейне и криптовалютах
Автор: Сoinspot